За ибн Гонзалес (za_gonzalez) wrote,
За ибн Гонзалес
za_gonzalez

Category:

Введение в Боуиведение: дополнение к "героям"

По поводу заглавной песни "Героев" вот еще что известно.

Замысловат, но интересен, был процесс ее звукозаписывания летом 1977 г. в студии Ханса Тон в нескольких метрах от берлинской стены. На железобетонную стену, резделявшую тогдашний Берлин на социалистический восточный и капиталистический западный, Боуи, Тони Висконти, Брайан Ино и Роберт Фрипп направили стену звука со всей присущей ей музыкальной мощью и идеологической плотностью.

Сначала записали ритм-секцию: барабаны - Деннис Дэвис, бас-гитара - Джордж Меррей, ритм-гитара - Карлос Аломар. Аломар создал и исполнил основной гитарный рифф. Фрипп запишет завывающие соляги только месяц спустя, когда прилетит в Берлин из Штатов всего на день.

Затем Ино на бесклавишном аналоговом синтезаторе EMS VCS 3 (синтезатор этот также использовали Хоуквинд, Ху и Пинк Флойды на Dark Side of the Moon и Wish You Were Here) вибраторами разной частоты и скорости создал три монотонных ритмических рисунка, наложенные один на другой.

Гитару Фриппа пропустили через этот же синтезатор Ино, а не, как ошибочно полагают, через другую электронную приблуду под названием E-Bow, позволяющую тянуть из гитары ноты при помощи электромагнитного поля. Фрипп достиг завывающего эффекта, рассчитав расстояние между гитарой и колонками, необходимое для того, чтобы извлекаемая из гитары нота начинала резонировать и фонить. Например, "ля" могла начать резонировать в полуторах метрах от колонок, а "соль" в двух. Фрипп сделал на полу студии разметку где какая нота фонит и, играя, переходил с места на место в зависимости от требуемой тональности. При записи фрипповского соло звуковую дорожку воспроизводили на предельной громкости, так что фонило, будьте-нате. Ино тем временем эксперементировал с фильтрами, через которые пропустили гитару, успешно вписав с трех дублей соло в ровную и однообразную мелодию.

Барабаны в свою очередь отлично раздавались эхом в огромной студии Ханса, где во время второй мировой войны записывались симфонические оркестры. Барабаны установили и записали не как обычно в будке, а на открытом пространстве у самой дальней стены зала на возвышении для хора. Помимо альтов у Дэвиса имелось два рабочиих барабана, конги и один бас-том. Обычно, проходясь по альтам, он добавлял несколько ударов по конгам и бас-тому. То, что в песне похоже на наложение барабанов при перезаписи, на самом деле записано живьем за раз. Ритм в "Героях" не меняется на всем протяжении, и Дэвис проявил себя настоящим человеком-метрономом и вместе с тем, как подобает джазовику, сыграл разнообразно без повторений. Бочку специально сделали тише, чтобы сакцентировать больше внимания на бас-гитаре и не нарушать монотонного течения иновских синтезаторных вибраций.

Как и на Low, на "Heroes" сначала записывалась музыка. Решалось какая это будет песня: веселая или грустная. Затем в самый последний момент через месяц после записи музыки сочинялись слова и записывался вокал. За слова Боуи обычно садился с утра лицом к берлинской стене, видимой из окна студии, и выдавал текст за час или два.

1. 2.
1. Вид на берлинскую стену из окна студии Ханса. 2. Студия Ханса


Писал слова к "Героям", выгнав всех из студии. Тони Висконти вместе с девушкой на подпевках Антонией Маасс, удалившись, стали прогуливаться вдоль стены и целоваться. Боуи все это увидел и запечатлел в тексте. Когда все вернулись с прогулки, вокал был с трех дублей записан.

Для записи вокала Висконти использовал три микрофона. Первый находился в 20 см от поющего Боуи, второй - в 6 метрах от него, а третий в 15 метрах. Тихую вокальную партию записывали на первый микрофон. Громкую - на первый и второй. А истерические крики - на все три. Это создало эховое и монументальное звучание голоса. В тихой партии Боуи поет октавой ниже, а громкие - на октаву выше.

Висконти говорил, что за всю время работы в студии с различными коллективами и исполнителями, Боуи был единственный, кто мог за короткое время написать текст, тут же его исполнить и с двух-трех дублей окончательно записать, а вслед за этим сразу наложить дополнительные вокалы. Работоспособность у чувачины и концентрация сил и внимания отменные.


В студии Ханса: Боуи, продюсер Висконти и помощник звукорежиссера Эду Мейер


Боуи помимо английской версии также спел и записал песню на немецком и французском. Немецкий ее вариант мне нравится гораздо больше английского - очень мощно и надрывано спето. А французский не нравится - херня полная. Немцы, послушав "Героев" на немецком, сказали, что это не рок вообще, а кабаре какое-то. Что Боуи как певцу кабаре в прошлом и любителю всего немецкого начала ХХ века было очень лестно слышать.

Немецкую версию можно скачать отсюда (6МБ).

А мне было бы лестно услышать русскую версию "Героев". Тем более, что она была бы очень во время холодной войны кстати и актуальна - про стену и все такое. Вражеские голоса крутили бы ее ночи на пролет, подрывая устои социализма извне, а неформальная советская молодежь изнутри, прислушиваясь к антисоветским руладам на коротких волнах, старательно заглушаемым магнитовибраторами КГБ. Славы Боую было бы еще немерянней. Пел бы он ее примерно так: "Ми стоялы на плёскости с пэрэменным углом атраджения. Пули свистели у нас над головой, да? А мы стоим, как гэрои, слюшай. Эй, совецкий автомаччик, ты уже не малчик, засунь себе в жопу палчик, и стань гэроем хоця ба на дэн." Думаю, зашибись бы было. К тому же, русский Боуи худо-бедно тогда должен был знать, проведя в 1973 г. в поезде транссибирской магистрали 8 дней, общаясь от Находки до Москвы с железнодорожными проводницами, которые его так сильно полюбили, что даже вызволили однажды из рук рассвирепевших советских ментов. (Об этом следующий пост.)

А так, выйдя на сингле 23 сентября 1977 г., несмотря на все приложенные усилия и мультиязыковые версии, "Герои" достигли в хит-параде Англии лишь 24 места, а в Штатах даже в сотню Биллборда не вошли.
Tags: music, боуи
Subscribe

  • Первый нах!

    Не знаю, как у вас, а у нас в Конго сегодня выборы российского президента. Хотел голосовать за конголезского президента Денниса Сассу-Нгессо, но…

  • Самореклама

  • А из нашего окна вся Атлантика видна

    Давно мы в Конго не были. Приехал сюда вчера. Это вид с моего балкона. Просыпаешься утром, а там океан!! За 2 месяца, что меня здесь…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Первый нах!

    Не знаю, как у вас, а у нас в Конго сегодня выборы российского президента. Хотел голосовать за конголезского президента Денниса Сассу-Нгессо, но…

  • Самореклама

  • А из нашего окна вся Атлантика видна

    Давно мы в Конго не были. Приехал сюда вчера. Это вид с моего балкона. Просыпаешься утром, а там океан!! За 2 месяца, что меня здесь…